Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и обучающихся РЖД лицея № 21 заключается в комплексной поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и включает три взаимосвязанных компонента:
Наша цель – создать такую систему социально-психологических условий, которая бы способствовала обучению, развитию и успешной адаптации ребенка к новой воспитательной и образовательной среде.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Психолого-педагогическое сопровождения воспитателей, педагогов, тьюторов, обучающихся, родителей (законных представителей) на этапе внедрения ФГОС образования детей с ОВЗ.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся с ОВЗ.
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностическое направление.
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, педагоги, тьюторы, обучающиеся, родители).
Индивидуальное консультирование — оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование — информирование всех участников образовательных отношений по вопросам, связанным с особенностями образовательных отношений для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками и обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Направлена на: уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6. Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах развития собственного ребенка; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников и обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Приобщение педагогического коллектива и родителей к психологической культуре. Проведение семинаров, практических занятий, лекций
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
Работа с родителями.
— Консультирование по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, с учетом психологических особенностей того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, — так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
— Профилактическая работа с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
— Проведение бесед, лекций, разработка рекомендаций родителям для успешного воспитания детей с учетом возрастные особенности.
В настоящее время тема специального инклюзивного образования для детей с особыми возможностями здоровья привлекает к себе достаточно внимания. В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. При этом должны быть учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе – детей с ОВЗ.
ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Одной из важных проблем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети с синдромом Дауна.
Дети с синдромом Дауна отстают в развитии. У таких детей сильнее всего затронуты вербальные и связанные с языком навыки. Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстаёт от других двигательных качеств, в других областях они тоже развиваются медленнее, чем их сверстник. В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью.
Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними обычно приводят к неплохим результатам. Когнитивное развитие детей с синдромом Дауна в разных случаях сильно различается.
Процесс обучения и развития детей с синдромом Дауна более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше шансов добиться успехов. Люди с синдромом Дауна могут развиваться, как и обычные дети, и некоторые из них достигают небывалых высот.
В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки.
Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми нуждами в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов.
При работе с ребенком с синдромом Дауна должны учитываться психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также особенности детей с синдромом Дауна.
Особенности детей с синдромом Дауна
Целью работы с детьми с синдромом Дауна является приобретение ребенком определенных навыков. Ребенок должен научиться:
Аккуратно помещать и доставать предметы.
Использовать указательный и большой пальцы для пинцетного захвата.
Вращать запястьем.
Используя ладонный захват, держать мелок, рабочий конец которого направлен к мизинцу. Чиркать мелком по бумаге.
Используя ладонный захват, держать мелок рабочим концом к большому пальцу. Раскрашивать, рисовать линии и округлые формы.
Начинать чаще использовать одну руку в качестве ведущей.
Должны появиться изолированные движения пальцев при манипуляции объектами.
Рисуя, держать карандаш или мелок щепотью.